Ребенок не хочет учиться

Предлагаю к Вашему вниманию одну из актуальных тем многих родителей. Встречая, своего ребенка из школы и проводя время среди ожидающих своих чад после уроков, я часто слышу фразу: «Мой ребенок не хочет учиться!». 

На самом деле существует достаточно причин и факторов, влияющих на успеваемость. К ним относят: педагогические, психологические, физиологические, социальные.

Неуспевающих детей можно разделить условно на группы: первая — не хотят учиться, вторая — не могут учиться, иногда выделяют и третью — не могут и не хотят. И к каждой группе существует свой подход. Как показывает практика специалистов, и они успешно работают с теми, кто хочет учиться, но не может. А вот что же делать с теми, кто не хочет учиться? Зачастую корень проблемы лежит в самой семье, где растет не успевающий ученик. И поэтому, изучая проблему, связанную с успеваемостью, следует рассматривать ее, исходя из того, как устроена данная семья.

Рассмотрим на примере моделей некоторых семей

Отец, который очень много проводит времени на работе, обеспечивая финансовую сторону семьи. Естественно, не имеющий времени на то, что бы принимать активное участие в воспитании ребенка. Занимается со своим чадом изредка по мнению мамы, бывает очень строгим. Мама напротив отдает ребенку большую часть времени. Объединившись с ним, восполняя эмоциональный дефицит общения в супружеских отношениях. По мнению отца, она слишком мягка в воспитании. Такое поведение обоих родителей может привести к тому, что каждый из родителей будет спасать своего ребенка от другого. Мама начнет еще упорнее оберегать, опекать своего сына или дочь, а отец напротив будет отходить все дальше от моментов воспитания, дабы не испортить его окончательно. В моменты контроля отца, как воспитателя, мать пытается смягчить удар, подрывая авторитет отца и его усилия в целом. Эта картина (воспитательного процесса) происходит постоянно, из-за чего родители начинают злиться, а повлиять при этом на ребенка не выходит. Если родители не находят других способов общения друг с другом, то падение успеваемости и нехорошее поведение ребенка способствует их объединению. При таком раскладе ребенок утопает в конфликте родителей. Выбирая одну из сторон, он как бы предает другую. И не давая шанса ни одному из родителей, принимает удар на себя. И конечно, такой ребенок, как правило, сталкивается с плохой успеваемостью в школе. А вина лежит на родителях, отрицающих собственные проблемы.

психолог, ребенок не учится

Вот еще одна модель развития событий. Ребенок с раннего детства успешен в подготовке к школе. Занимался в развивающих центрах, умеет читать и считать. Конечно, родители уверенны, что им гарантирован отличник. Однако у ребенка было мало друзей, он рос очень скромным и тихим, что совсем не волновало родителей. В школе ребенок получает хорошие оценки, но не за работу на уроке, а за самостоятельные или дополнительные задания. На уроках чаще отмалчивается и смущается. Почему у ребенка с хорошими данными падает успеваемость? Начнем с того, что при поступлении в школу ребенок испытывает стресс, потому что его образ жизни очень меняется. Много незнакомых мальчишек и девчонок и совсем не воспитательница, к которой он привык, а учительница (взрослая женщина, к которой еще нет доверительного отношения). Ребенку сложно адаптироваться в условиях новых требований, предъявляемых школой. Он не привык заявлять о себе в силу характера, поэтому он отмалчивается в сторонке. Для семьи, возлагающей такие надежды, ребенок становится человеком «позорящим» семью. Он не имеет поддержки в своей семье, потому что семья требует очень много от него. И если ребенок получат плохую оценку, значит, вина лежит именно на нем. А в одиночку ребенок не может справиться со всеми трудностями. Семья не видит индивидуальности ребенка, а лишь подавляет его. Особенность таких родителей в том, что они не знают, как помочь, ибо просто не могут выразить свои чувства. В такой семье действует только подчинение условиям. Ребенок болезненно реагирует на то, что его считают не успешным. В этой модели мы видим, что семья не принимает перемен, для них есть уклад, где недопустимы погрешности. И они всячески сопротивляются тому, что происходит. У них есть свое идеально восприятие жизни и собственного мнения.

Конечно, каждая семья уникальна по своему, и что бы разобрать причину, нужен индивидуальный подход. Я лишь на этих малых примерах хотела показать, что причина не всегда лежит в ребенке, все идет из семьи.

Еще раз остановимся на некоторых пунктах

Почему не получается учиться хорошо?

Все детки разные, с особыми талантами и интеллектуальными способностями. Если ребенок натура творческая (есть склонности к рисованию, музыке, прикладному искусству), а ему нужно ходить в школу с математическим уклоном (потому что так решили родители, в силу своих жизненных представлений), то от такого ребенка не стоит ждать желания к учебе. Стоит, как можно раньше определить склонности и способности ребенка и направить их в это русло. Отдать в художественную или танцевальную школу и т.д. Там он сможет развивать свой талант. Бывает, что данная школьная программа (а их сейчас немало и с каждым годом идет ее усложнение, усовершенствование) не подходит Вашему чаду. Тогда стоит подыскать школу с более комфортной программой, что бы ребенок мог справляться с ней.

Постоянный контроль родителей

Есть родители, контролирующие каждый шаг ребенка. Ограничивают свободу, тем самым перекрывают возможности самостоятельного принятия решений. Ребенку после школы следует отдохнуть 1-1,5 часа, переключить свое внимание от школы на что-то совсем другое. Нельзя тут же сажать ребенка за уроки, требовать дневник и ругать за плохие оценки. Дайте ребенку отдых. Рассеянность не даст ему полноценно подготовиться к домашним заданиям.

Отсутствие контроля

Противоположная ситуация, когда родители работают очень много и не имеют возможности контролировать выполнение домашних заданий. А ребенок еще не научился себя организовывать и конечно не заставит себя заниматься. Он выберет то, что ему интереснее: игры в компьютер, прогулки с друзьями и т.д. Прививать ответственность следует уже к 5-6 годам, как подготовительный этап к школе. Иначе потом это станет большой проблемой.

Малый контакт с ребенком

Родители знают о том, что происходит в школе со слов ребенка. Редко проводят доверительных бесед о том: как прошел его день, что узнал нового, с кем общался в школе и т.д. Очень часто бывает, что из-за не сложившихся отношений, внутри класса, между детьми или учителем, существуют проблемы с учебой. И от этого возникает и не желание ходить в школу и заниматься тем, что  с ней связанно.

Выяснив причину, найдя корень проблемы, Вы обеспечите себе уже пятьдесят процентов на то, что проблема решена. Действуя уже по новому пути, Вы сможете добиться желаемых результатов. Помните, что ругать ребенка, закатывать скандалы и истерики, ни приведут Вас к успеху. Постарайтесь понять Вашего ребенка, учитывайте его личностные особенности и тогда вопрос о плохой успеваемости уйдет из Вашей жизни.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, введите символы, которые видите на картинке, в поле под ней

Пожалуйста напечатайте буквы/цифры изображенные на картинке